1990-е

1990-е многое изменили в жизни художника. Став гражданином США в 1990 году, он получил возможность свободного передвижения по миру и отправился из Пакистана в Китай по южному маршруту Шелкового пути – через горы Каракорум.

В следующие годы посетил центральную и южную Африку, вновь Латинскую Америку, жил и работал в деревнях Зимбабве и Сибири, Карабаха и Островов Зеленого Мыса, Индии и Монголии.

В это время меняется и его манера работы: постепенно новые впечатления окончательно вытесняют воспоминания о закрытости, давлении и прочей специфике советских времен. Теперь был открыт весь мир! И даже картины, созданные в нью-йоркской студии, носят совершенно иной характер – это открытые, крупноформатные абстракции, написанные легко и свободно! В абстракциях этого времени обычно присутствует не очень много цветов. Их тонких подбор и расстановка акцентов выдают в авторе прекрасного колориста («Терра Кота», композиции из серии «Livramento»). Художника всё больше начинает интересовать фактура и выразительные возможности краски как вещества. Так появляется многослойная живопись и картины, на которых отдельные элементы экспрессивно процарапаны (Серия «Нью-Йорк» №9). И постепенно, уже в абстракции, начинает выкристаллизовываться то понимание образа, которое и делает этого автора ярким, самобытным, ни на кого не похожим – понимание знаковой структуры изображения. Дальнейшая эволюция мастера идет именно по пути упрощения изображения, поиска сути вещей и «сжимания» этого знания до знака. Постоянным же источником вдохновения в этом развитии художника оказываются его многочисленные путешествия.

Путешествие стало не только возможностью знакомства с миром, но и средством расширения собственных границ его понимания. Сурену никогда не был свойственен поверхностный туристический взгляд на новые места. Напротив: он всегда искал то исконное, искреннее и мощное начало каждой открываемой им заново культуры, которое может скрываться в самых неожиданных точках и самых незначительных на первый взгляд деталях. Он полюбил отдаленные уединенные уголки и музыкальность местного говора, да и саму традиционную для тех или иных мест музыку. Своим острым и наблюдательным взглядом он научился подмечать множество «говорящих деталей»: позы, жесты, мимику, пластику движений и ритмику танцев, колоритные бытовые детали, специфику местных костюмов, количество солнца, света и цвета – такое особое у каждой страны. Порой даже кажется, что в его исполнении визуальной фиксации подвластны даже такие изменчивые вещи, как музыкальные характеристики тех или иных культур или запахи, влажность тропических дождей, раскаленность песка пустынь, теплота нагретого на солнце старого кирпича и камня...

И все это художник каким-то чудом «переводит» в интуитивно понятную зрителю систему знаков – простых, но необычайно точных и выразительных линий, до которых редуцируются и отдельные жесты, и целые группы людей, а также чистых, раскрывающих собственную энергетику цветов. Все это смешивается в одному ему известной пропорции и рождаются абстрактные композиции, в которых отдаленно угадываются очертания людей, предметов, пейзажей. Знак понят им как великая в своей простоте суть вещи. В этом поиске сути вещей художник сближается с метафизическим опытом мастеров искусства ХХ века: Мондриана, Кандинского, Миро. Так происходит, например, в работах «Прическа. Мопти» (1991), «Огненная земля» (1991), «Миражи в пустыне» (1991), «Рисунки на песке» (1992), «Прическа. Атин» (1996) и многих других.

В 1990-х происходит еще одно важное событие – переезд в Португалию, в одно из тихих местечек её района Алгарве. Сам художник так описывает свои ощущения по этому поводу: «В 1996 году окончательно решил перебраться в спокойную Португалию. Контраст после шумного Нью Йорка – это было путешествие во времени: старушки на ослах в соломенных шляпах топали к источнику набрать воды, пастух прогуливал стадо коз и в корзинке приносил мне свежий сыр, отправлялся утром, пересекал на пароме Гибралтарский пролив и после обеда легко добирался до Марокко – путешествие во времени продолжалось! Бродил по улицам аула, жил и работал, ходил в хамам, спорил с продавцами … и обратно в Португалию!» Абстракции этого времени совершенно разные по манере исполнения и настроению. Тихие, медитативные, фактурные, будто с проступающими из некоего археологического слоя фрагментами изображения – как например, «Ракушка на берегу», «Рисунки на песке». «Хлебная печь», «Сумерки», «Такла-Макан»… Или совершенно иные – напоенные цветом, воздухом, ветром и всеми соками южной природы, как «Сад. Тавира», «Дом в Алгарве. Тавира» или же привезенные из путешествий «Кускус джеллаба», «Река Бени», «В горах Боливии» и многие-многие другие.

Ливраменто №7 Ливраменто №7 1992. . 128х158 см
Ливраменто №6 Ливраменто №6 1992. . 128х158 см
Терра Котта Терра Котта 1993. . 137х229 см
Дом в Алгарве Дом в Алгарве Тавира. 1992. маруфляж. 66х97 см
Сад. Тавира №9 Сад. Тавира №9 1992. маруфляж.
Прическа Прическа Мопти, Мали. 1991. акрил, смешанная техника, холст. 56х81 см
Варанаси Варанаси Индия. 1996. акрил, смешанная техника, холст. 46.5х61.5 см
В горах Боливии В горах Боливии 1997. акрил, холст. 62х86 см
Водовороты Зигиншора Водовороты Зигиншора Сенегал. 1997. акрил, смешанная техника, холст. 66х97 см
Всадник с флагом Всадник с флагом Нагорный Карабах. 1997. акрил, холст. 55х71 см
Жемчужина Казаманса Жемчужина Казаманса Сенегал. 1997. акрил, смешанная техника, холст. 66х98 см
Кускус джелаба Кускус джелаба Шефшауан. 1996. акрил, смешанная техника, холст. 66х97 см
Мацони Мацони Шуши, Нагорный Карабах. 1997. акрил, холст. 55х83 см
Мечеть в Томбукту Мечеть в Томбукту Мали. 1991. акрил, смешанная техника, холст. 66х97 см
Миражи в пустыне Миражи в пустыне Китай. 1991. акрил, смешанная техника, холст. 66х97 см
Новая луна Новая луна Казаманс, Сенегал. 1997. акрил, смешанная техника, холст. 66х97 см
Ночной автобус в Бомбей Ночной автобус в Бомбей 1996. акрил, смешанная техника, холст. 46х61 см
Плод Умукомо Плод Умукомо Мусани, район Зимбабве. 1994. масло, холст. 67х92 см
Прическа - Атин - Дерево Прическа - Атин - Дерево Бенин. 1996. акрил, смешанная техника, холст. 46.5х61.5 см
Ракушка на берегу Ракушка на берегу Алгарве. 1997. акрил, смешанная техника, холст. 66х96 см
Реки Бени Реки Бени Рурренабаке. 1997. акрил, холст. 58х84 см
Рисунки на песке Рисунки на песке Алгарве. 1992. акрил, смешанная техника, холст. 65х96 см
Рынок Рынок Писак, Перу. 1997. акрил, холст. 56х88 см
Сумерки Сумерки Кашгар, Китай. 1990. акрил, смешанная техника, холст. 46.5х61.5 см
Такла-Макан Такла-Макан Китай. 1991. акрил, смешанная техника, холст. 56х76 см
Хлебная печь Хлебная печь Томбукту, Мали. . акрил, смешанная техника, холст. 66х96 см
Кордильера бланка Кордильера бланка о. Титикака, Перу. 1997. акрил, холст. 68х87 см
Чемуренга Чемуренга район Мусани, Зимбабве. 1995. масло, холст. 65.5х92.5 см
Закат Закат Рурренабаке, Боливия. 1997. акрил, холст. 58х87 см
Огненная Земля Огненная Земля 1991. акрил, смешанная техника, холст. 56.7х77.2 см