1970-е, 1980-е

Как истинный художник, тонко реагирующий на изменения окружающего мира, Сурен Арутюнян и сам находится в постоянном движении. Его манера не раз менялась.

Для начала, к 1973 г. Сурен закончил Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова как мастер художественного стекла. Но со стеклом никогда не работал: легко, будто дыша, сразу принялся за живопись. Самую первую работу написал в качестве подарка другу и тут же понял – вот оно! То, чем стоит заниматься! Занялся рисованием еще в армии, в 1974 году. Год службы дался нелегко: за границей ждала жена, гражданка Швеции, и все документы для отъезда уже были поданы до призыва. Но… Вместо сборов на ПМЖ пришлось год осваивать армейский режим. Единственной отдушиной стал захваченный с собой журнал путешествий, «National Geographic». А после армии художник яростно и с удовольствием погрузился в творчество. Живописные работы рождались легко, по его собственному выражению «будто текли изнутри» и Сурен быстро и без труда влился в уже хорошо знакомый ему с детства круг московских художников – теперь уже как яркий и самобытный автор, чьи работы обращали на себя внимание.

В период примерно с 1979 по конец 1980-х его полотна транслировали то особое настроение, которое свойственно произведениям метафизиков в духе Де Кирико или же сюрреалистов – в стиле Магритта. В работах этого времени особое место занимает пустота – густая, вяжущая, будто поглощающая звуки и сковывающая движение. Буквально физически ощущаются тишина и одиночество («Машина в поле. Северная Дакота», «Рыбак. Причал в Сан-Франциско», «Старая шкода, фьорд, Норвегия»). Даже там, где движение предполагалось, персонажи замерли навеки в нелепых позах, в своих городах, на улицах и в кабинетах – будто застигнутые врасплох таинственным катаклизмом («В Париже», «Красная дорожка», «Заброшенный особняк»). Минимум выверенных деталей и их абсурдное сочетание раскрывали сюрреальность советского бытия («Лампочка Ильича», «Лошадка», «Сервелат» и др.).

Ближе к концу 1970-х эта образность постепенно сочетается с иной – более плакатной, можно сказать «дизайнерской» («Таблетка»), невероятно яркой и энергичной. Уже в произведениях тех лет ощущается тяготение к абстрагированию форм: автор все более уходит от конкретики предметного мира. Сначала через свободный, несколько «поп-артистский» ход («Белая лестница», «Кошки, рыбки»), а затем – через чистую абстракцию (« Сидящий продавец», «Площадь Джемаа аль-Фна, ночной рынок, Марракеш»).

Банка от меда Банка от меда 1975. гуашь, картон. 26х35 см
Сервелат Сервелат 1975. гуашь, картон. 38x26 см
Лошадка Лошадка 1975. гуашь, картон. 38х26 см
Мечтания о кактусе Мечтания о кактусе 1975. гуашь, картон. 35х26 см
Буйволы в степи Буйволы в степи 1976. гуашь, картон. 28х32 см
Комната с двумя стульями Комната с двумя стульями 1976. гуашь, картон. 26х35 см
Лампочка Ильича Лампочка Ильича 1976. гуашь, картон. 36х26 см
Слоны Слоны 1976. гуашь, картон. 40х26 см
Заброшенный особняк Заброшенный особняк Берген. 1977. гуашь, картон. 30х40 см
Материнство Материнство 1977. гуашь, картон. 35х26 см
Клубничка Клубничка 1977. гуашь, картон. 26х38 см
Красная дорожка Красная дорожка 1977. гуашь, картон. 38х26 см
Роддом Роддом 1977. гуашь, картон. 28х34 см
Старая Шкода Старая Шкода 1977. гуашь, картон. 25х33 см
Бананы в Норвегии Бананы в Норвегии 1978. пастель, бумага. 33х50 см
Кошки, рыбки Кошки, рыбки 1978. масло, холст. 80х60 см
Причал в Сан-Франциско Причал в Сан-Франциско 1978. масло, холст. 70х120 см
Семья в перспективе Семья в перспективе 1978. масло, холст. 80х60 см
Круиз Круиз 1978. гуашь, картон. 30х38 см
Машина в поле Машина в поле Северная Дакота. 1978. масло, холст. 80х110 см
В Париже В Париже 1978. гуашь, картон. 28х40 см
Белая лестница Белая лестница 1978. масло, холст. 80х60 см
Таблетки Таблетки 1979. масло, холст. 80х60 см
Рынок в Марракеше Рынок в Марракеше 1987. масло, холст. 168х137 см каждая
Пальмы Пальмы Сиди-Ифни. . .
Площадь Джемаа-эль-Фна Площадь Джемаа-эль-Фна Ночной рынок, Марракеш. 1987. крайон, черная бумага. 40х25 см
Сидящий продавец Сидящий продавец Марокко. 1987. .
Осрам Осрам 1978. пастель, картон. 33х50 см
С собаками С собаками 1986. масло, холст.
Сидящая Сидящая 1986. масло, холст.
Сидящий Сидящий 1986. масло, холст.
Телефон Телефон Берген. 1977. .
Яблоко в снегу Яблоко в снегу 1978. масло, холст. 60х80 см
Ленин в Аризоне Ленин в Аризоне 1977. гуашь, картон. 35х28 см
Машина Машина 1977. гуашь, картон. 35х26 см
Политбюро Политбюро 1975. масло, дерево. 60х80 см
Расческа для Кремля Расческа для Кремля 1976. гуашь, картон. 38х26 см
Рукопожатие Рукопожатие 1977. гуашь, картон. 28х35 см
Скала Скала серия Каньон. 1987. масло, холст. 137х177 см
Семья Дуз Семья Дуз Диптих. 1989. . 137х198 см каждая
Дуз Дуз Тунис. 1988. . 137х204 см