Автобиография

Меня зовут Сурен Асатурович Арутюнян.

Я родился в армянской семье художников, в Москве, в 1950 г. Творчество у меня в генаx. Мать была членом Союза художников СССР, занималась кермикой. Её мать - моя бабушка – состояла в родстве с великим Мартиросом Сарьяном и, после окончания ВХУТЕМАСа, работала главным художником московского шелкового комбината «Красная роза».

В детстве, в мастерской у бабушки я подолгу листал страницы огромной книги в загадочном переплёте – «Les Mervilles du Monde» – «Чудеса Света». Страницы этой старой книги, изданной в 1920-х годах во Франции издательским домом «Hachette», были полны фотографий со всего света – сказочных творений природы и инженерного гения человека. Часами я рассматривал невиданные снимки, которые оставили глубокий след в моём подсознании, а спустя десятилетия поднялись из памяти «горячим источником» и дали своё название серии работ, соединяющих живопись и фотографию воедино, как одно целое восприятие окружающего нас мира.

Сначала мы жили на Плющихе, но потом, когда построили в 1954-55 году Дом Художников на Верхней Масловке, семья переехала жить на Динамо – мне было 5 лет. Там я и жил до своего выезда на ПМЖ в Норвегию в 1977 году. Дома, над моей кроватью, висел портрет моей мамы работы М. Сарьяна, и я хорошо помню, как долго удивлялся мазку художника, где-то еле тронувшим холст.

В городке художников царила особенная, уникальная для Москвы тех лет атмосфера творческой коммуны, и мы – дети – росли очень тесно друг к другу: ходили в один детский сад в нашем же доме, те же летние и зимние пионерские лагеря от Художественного Фонда под Тарусой, школу, институт, летние каникулы в Крыму. Всегда были вместе дружной компанией по имени Масловка. Рядом был Аэропорт с домами писателей, киношников и художников – мы все дружили, а когда родители уходили на двухсерийный фильм с Радж Капуром, устраивали бардак! Так я вырос в кругу родных и друзей-единомышленников!

После окончания Строгановского Художественного Высшего Училища был призван в 1973 году в Армию. Год службы – одиночество. Это навсегда ставило свой след и изменило моё отношение к жизни. Вернувшись в Москву, я активно участвовал в неофициальных квартирных выставках и в большой экспозиции московского авангарда в доме культуры ВДНХ, где выставлял свои сюрреалистические по духу композиции, навеянные «National Geographic» и символами, «штампами» соцреализма.

После отъезда в Норвегию выставлялся в Европе: настроение работ несколько изменилось – стало более спокойным, таинственным, метафизическим. Работал над оформлением суперобложек для издательских домов в Норвегии и Швеции. Путешествовал с фотокамерой по Европе, Турции, Северной и Центральной Америке.

В 1979 году приехал студентом «Art Students Leaugue» в Нью-Йорк, где совмещал классы с работой художника с издательствами и галереями. Начало живописных и фотографических экспедиций в Северную Африку, Латинскую Америку и Остров Пасхи. В 1989 году вышла моя монография «Les Merveilles du Monde», объединившая в диптихах и триптихах живопись и фотографию. В 1990 году, получив американское гражданство и вместе с ним возможность более свободного передвижения, отправился по южной ветке Шёлкового пути из Пакистана в Китай – через горный перевал в горах Каракорум, по недавно открытому долгожданному пути. Посещение центральной и южной Африки, вновь Латинская Америка, жизнь и работа в деревнях Зимбабве и Сибири, Карабаха и Островов Зелёного Мыса, Индии и Монголии…

1994 год стал годом выхода книги «Шёлковый Путь»: живопись и фотографии, этнографические заметки и рассказы путешественников.

За более, чем три десятилетия, мои живописные работы были показаны на персональных и групповых выставках в США, Европе, Японии, Южной Африке и вошла в состав нескольких музейных и корпоративных коллекций.

В 1996 году окончательно решил перебраться в спокойную Португалию. Контраст после шумного Нью Йорка – это было путешествие во времени: старушки на ослах в соломенных шляпах топали к источнику набрать воды, пастух прогуливал стадо коз и в корзинке приносил мне свежий сыр, отправлялся утром, пересекал на пароме Гибралтарский пролив и после обеда легко добирался до Марокко – путешествие во времени продолжалось! Бродил по улицам аула, жил и работал, ходил в хамам, спорил с продавцами … и обратно в Португалию! И сейчас живу и работаю в горах Восточного Алгарве в Португалии, продолжаю активно путешествовать по миру.